Выбор воздушного фильтра
Журнал "За рулем" №5 1999 год

РЕСПИРАТОР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ
Дышать нужно не только
человеку, но и машине. Очищать воздух для
мотора призван воздушный фильтр.
Насколько могут отличаться друг от
друга воздушные фильтры разных
производителей? Простое, казалось бы, дело
– отнести в лабораторию и проверить. Но
стоит ли? Ведь большинство отечественных
и зарубежных производителей используют
для изготовления фильтров, по сути,
одинаковый исходный материал –
фильтровальный картон нескольких
известных в мире марок. Поэтому попытка
проверить основные качества фильтров –
мелкость отсева, коэффициент пропускания
пыли и т. д. скорее разочарует
незадачливого исследователя. Различия
между десятком разных фильтров могут
оказаться минимальными или, во всяком
случае, непринципиальными. Так произошло
в нашем случае. Во всех испытанных
фильтрах использован высококачественный
фильтровальный картон, все они показали
близкие результаты, заметно превзойдя
требования стандарта (см. табл). Поэтому
внимание придется уделять другим, на
первый взгляд, второстепенным
особенностям этих изделий, которые
отличают фильтры друг от друга.
|
|
Изготовитель
– ЛААЗ, Россия.Уплотнительные
привалочные поверхности – из
мягкого полиуретана; с внутренней
стороны фильтров – металлическая
обечайка, у одного из фильтров (слева)
есть с внешней стороны
предочиститель (белый). Справа –
близнец, не имеющий
предочистителя.
|
Изготовитель –
АОЗТ "Фильтр", модель ФВА-01-ВАЗ,
Россия. С обеих сторон
фильтра вместо предочистителя и
металлической обечайки сделан
жесткий каркас из пористого
расплава полипропилена;
уплотнительные привалочные
поверхности – из относительно
жесткого пластизоля.
|
|
|
Изготовитель –
"Гарант Фильтр", модель ФП59-225,
Украина.Две металлические
сетки (обечайки) с внутренней и
внешней сторон фильтра; с внешней
стороны есть предочиститель;
уплотнительные привалочные
поверхности – из жесткого
пластизоля.
|
Изготовитель – A
Siede Company, Англия. Металлических
сеток (обечаек) нет;
уплотнительные привалочные
поверхности – из мягкого
полиуретана. Проще, пожалуй,
придумать трудно.
|

|
|
Страна-изготовитель
– Япония. Две металлические
обечайки – снаружи и внутри;
уплотнительные привалочные
поверхности – из мягкого
полиуретана; без предочистителя;
внутри вместо привычной бумаги –
фильтрующий элемент из
синтетических волокон.
|
Страна-изготовитель
– Россия. Прямоугольный
фильтрующий элемент для
автомобилей ВАЗ с системой
впрыска; привалочная поверхность
из мягкого полиуретана;
металлическая сетка в качестве
жесткого каркаса (слева). Хороший
фильтр для "впрыскной"
машины. Справа – близнец без
металлической сетки.
|
|
|
|
Изготовитель –
"Экофил", модель ЕКО-01-21,
Россия. Для автомобилей ГАЗ с
карбюратором; благодаря большим,
чем у ВАЗов, размерам имеет
большую фильтрующую поверхность:
1 м2 против 0,33 м2; привалочная
поверхность из мягкого
полиуретана; одна металлическая
обечайка с внутренней стороны.
|
Изготовитель –
"Экофил", Россия. Для
автомобилей ГАЗ с системой
впрыска; металлическая основа
сверху и снизу; привалочная
поверхность с наклеенным
резиновым уплотнителем;
металлические обечайки как с
внутренней, так и с внешней
стороны фильтра.
|
|
Специалисты назовут несколько критериев
для сравнения. Одним из первых, пожалуй, –
качество укладки фильтрующей шторы (частота
и шаг складок на ней). Интересная
подробность – для тех, кто, как говорят,
владеет вопросом. Мы же обратим внимание
на другое. Работоспособность фильтра
зависит, в частности, от того, насколько
точно и плотно фильтрующий элемент
размещен в корпусе (его иногда называют
"кастрюлей"). Стоит появиться зазору
и зловредная пыль немедленно
воспользуется обходным путем – фильтр
окажется почти бесполезным. Отсюда
большое внимание к уплотнительным
привалочным поверхностям – верхнему и
нижнему кольцевым основаниям
фильтрующего элемента, напоминающим
красную или розовую резину. В
действительности здесь применяют либо
пластизоль, либо полиуретан.
Пластизоль чуть жестче и поэтому лучше
держит форму. Используется в фильтрах,
показанных на фото 3 и 4. Полиуретан –
мягче и позволяет лучше уплотнить стык
фильтрующего элемента с корпусом (фото 1, 2,
5–9). Попытка убить двух зайцев – сделать
фильтр с жестким каркасом, но мягкими
уплотнительными поверхностями – привела
к появлению с внутренней стороны
фильтрующего элемента металлической
сетки – обечайки. Она должна
гарантировать, что фильтр не "сваляется"
после половины расчетного ресурса и не
будет раздавлен при чрезмерной затяжке
гаек на крышке фильтра. Такую обечайку
имеют изделия, показанные на фото 1, 2 и 9.
Наша справка
ДЛЯ СГОРАНИЯ 1кг ГОРЮЧЕГО
бензиновые двигатели берут из
атмосферы около 20 кг (25 мз) воздуха.
Дизели – около 35 кг (40 мз). Бензиновый
мотор с системой впрыска, дизель с
турбонаддувом предъявляют более
жесткие требования к фильтрации
воздуха, поэтому на них применяют
фильтры с большей фильтрующей
поверхностью. По мере засорения
фильтра сопротивление, оказываемое
воздушному потоку, растет, и вместе с
ним увеличивается разрежение во
впускном тракте. На машине с
карбюратором это приводит к
переобогащению смеси, снижается
мощность, растут расход топлива и
токсичность отработавших газов. |
Иногда для большей жесткости делают
вторую металлическую обечайку с внешней
стороны фильтра (изделия на фото 4, 6 и 10).
Хорошо это или нет – однозначный ответ
дать трудно. Аргументы против второй (внешней)
металлической обечайки достаточно
убедительны. Проходя с большой скоростью
через фильтр, поток воздуха может в
некоторых случаях вызвать колебания
бумажной шторы. А близкое соседство
колеблющейся шторы с металлической
сеткой способно привести к надрыву бумаги
со всеми вытекающими последствиями.
Возникает вопрос: а не может ли произойти
то же самое со внутренней обечайкой?
Наша справка
ОБЫЧНО ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ
изготавливают из высокопористого
картона, пропитанного специальными
смолами, что позволяет предохранить
картонную штору от размокания при
попадании влаги. В некоторых странах,
например в Японии, фильтрующий
элемент делают из синтетических
волокон, а на спортивных автомобилях
для уменьшения сопротивления на
впуске нередко применяют сменные слои
марли или поролона с соответствующей
пропиткой. |
В теории, наверное, может. Вот и
находятся хитрецы, которые пытаются всех
"обмануть". Например, на фото 3
показан фильтр (отечественного
производства), у которого нет ни одной
обечайки, а жесткость каркаса достигается
за счет того, что с обеих сторон основной
фильтрующий элемент "укутан" толстым
слоем относительно жесткого пористого
расплава полипропилена. Не уступили в
хитрости и японцы (фото 6). Они используют
две обечайки, но фильтрующий элемент
делают из синтетических волокон, которые
не будут колебаться и, значит, не порвутся.
Еще одно отличие фильтров друг от друга –
белая полоса похожего на поролон
материала, опоясывающая фильтр с внешней
стороны, – это так называемый
предочиститель. Он имеет относительно
большие поры и призван задерживать
наиболее крупный "мусор", чтобы не
забивать им "нежную" фильтрующую
бумагу. Не удивительно, что на английском (фото
5) и японском (фото 6) изделиях такого
предочистителя нет. На "мусор",
летающий в воздухе, иностранцы не
рассчитывают. На многих же отечественных
фильтрах предочиститель есть (фото 1, 4).
При частой езде по пыльным проселкам,
пожалуй, следует ориентироваться именно
на такие изделия.
Особняком стоят фильтры для
отечественных машин, оборудованных
впрыском бензина. Они отличаются от
карбюраторных "коллег" не только
большей площадью фильтрующей поверхности,
но и внешним видом (фото 7, 8 и 10). Однако
обсуждать различия в их исполнении пока
рано – выбор небогат.
Редакция благодарит отдел
фильтрации НАМИ за помощь
в подготовке материала
Авторы: Александр БУДКИН
Фото Александра Полунина
|