Амортизаторы Bilstein
Автомобильная газета
"Авторевю"
№8, 2001 год
Тот самый
Bilstein
Про эти амортизаторы слышал любой человек,
мало-мальски знакомый с миром автоспорта и тюнинга. «Bilstein? Тот
самый Bilstein?» Можно считать, что раньше и я был знаком с
маркой Bilstein только понаслышке. А по-настоящему узнал лишь
теперь, когда смог взглянуть на производство знаменитых
амортизаторов своими глазами...

Две амортизаторные стойки передней
подвески McPherson — желтый однотрубный Bilstein
Sport «перевернутой» конструкции (об этом
говорит необычная толщина штока, который на
самом деле является корпусом амортизатора)
и черный двухтрубный Bilstein Original
 |
Один из первых эскизов де Карбона. Ганс Бильштайн
был первым, кто приобрел у де Карбона патент на конструкцию
однотрубного газонаполненного амортизатора |

«ГОВОРЯТ, что газовые амортизаторы
Bilstein творят чудеса. Чудес не бывает. Всеми преимуществами
Bilstein обязан большей площади поршня, которая позволяет
амортизатору эффективно демпфировать самые малые и медленные
перемещения колеса. Это врожденное преимущество однотрубных
газонаполненных амортизаторов — существенное настолько, чтобы в
будущем полностью вытеснить амортизаторы чисто гидравлические». Эти
строки, написанные в конце 60-х годов, взяты из книги американского
гонщика Кэррола Смита «Tune To Win» («Настройка для победы») и
отражают начало смертельной схватки двух «амортизаторных» концепций
— однотрубной и двухтрубной. С первой из них все связывают именно
Bilstein...
До середины 50-х годов в автомобильном мире вершиной
технической мысли считались двухтрубные телескопические
гидравлические амортизаторы — корпус и вставленный в него рабочий
цилиндр, в котором ходит шток с поршнем. Представьте себе огромный
шприц, опущенный иглой вниз в цилиндрический корпус. Если корпус
закрепить на рычаге подвески, а рукоятку плунжера — на кузове, то
это и будет двухтрубный гидравлический амортизатор.
 |
Под крышами цехов завода в Эннепетале царит
неповторимая атмосфера. Каждый работник буквально излучает
уверенность в том, что сборка амортизаторов Bilstein — самое
достойное и благородное занятие на свете |
У «двухтрубников» есть врожденные недостатки — вспенивание масла при
быстрых движениях поршня и невозможность работать в горизонтальном
положении. Попытки создать более совершенный телескопический
амортизатор стали предпринимать вскоре после Второй мировой войны. И
одним из первых проблему решил французский исследователь
вибрационных процессов профессор Кристиан Бурсье де Карбон. Его идея
была такова: надо сделать амортизатор однотрубным и заполнить часть
объема газом под высоким давлением, отделив его от масла свободно
плавающим поршнем. Правда, точность обработки штока и качество
уплотнения такого амортизатора требовались высочайшие. Теперь
перенесемся в XIX век. Точнее, в 1873 год, когда предприниматель
Август Бильштайн покинул семейную фирму FEBI, которой управлял его
старший брат Фердинанд, и открыл собственную гальваническую
мастерскую. Предприятие Бильштайна носило название AUBI (по двум
первым буквам имени и фамилии основателя) и занималось изготовлением
и хромировкой металлической фурнитуры для окон и дверей. Кстати,
завод дожил до наших дней и выпускает пластиковые окна. Правда, к
нынешнему Бильштайну оно отношения давно не имеет.

В 1919 году
дело отца принял 25-летний сын Августа — Ганс Бильштайн. Дела пошли
в гору. В 1928 году предприятие August Bilstein начало поставлять на
Daimler-Benz... нет, еще не амортизаторы — хромированные
автомобильные бамперы. В 1930-м Bilstein поглотил фирму Levator и
стал поставлять на конвейеры автомобильные домкраты. Любопытно, что
домкраты Bilstein производятся до сих пор. В 1975 году именно
Bilstein запатентовал и начал выпуск наиболее распространенных ныне
простых и надежных рычажных домкратов (у нас они впервые появились
на «восьмерках»).
 |
У этого человека синяки под глазами, он курит на
рабочем месте. Но его движения точны и уверенны. Главное, чтобы
пепел в амортизатор не уронил... |
До амортизаторов дело дошло в 1954 году. Ганс
Бильштайн заинтересовался только что запатентованным изобретением де
Карбона — и решил начать производство газонаполненных
«однотрубников». Вот где пригодился опыт, накопленный за десятилетия
существования гальванопластики на семейном предприятии: ведь ресурс
однотрубного амортизатора высокого давления во многом зависел именно
от качества хромировки штока! В 1958 году Bilstein уже поставлял
газонаполненные амортизаторы на Mercedes-Benz — сотрудничество,
которое продолжается и по сей день. Спустя несколько лет
производство однотрубных газонаполненных амортизаторов освоили Boge
и Sachs, чуть позже — Koni и Monroe. Сейчас «однотрубники» выпускают
все, кому не лень. Но почему с ними ассоциируется именно Bilstein?
Может быть, мы узнаем ответ за воротами одного из двух немецких
заводов фирмы — того, что работает с 60-х годов в городе
Мандерн?
ЧЕРНОЕ Здесь выпускают в основном
«конвейерную» продукцию. Производство напоминает завод голландской
фирмы Koni в Оуд-Бейерланде (см. АР № 11, 1996). Автоматов немало,
но и ручного квалифицированного труда тоже много. Даже визуальный
контроль хромировки штоков есть. Только у голландцев осмотром штоков
заведовал дед в очках, а немцы посадили на эту операцию двух
молоденьких девиц. Но зато часть корпусов для однотрубных
амортизаторов бильштайновцы, в отличие от их коллег из фирм Koni и
Monroe (см. АР № 13—14, 1997), предпочитают делать сами, методом
вытяжки из коротких обрезков толстого металлического
прута. Отдельный цех выделен под производство стоек
пневмоподвески для нового Mercedes S-класса, которые разработал и
поставляет в Штутгарт только Bilstein. Очень сложные стойки! Внутри
пневморукава, который заполнен гелием под давлением — однотрубный
амортизатор хитрой конструкции с четырехступенчатой электромагнитной
регулировкой жесткости, которая осуществляется внешним клапанным
механизмом. И здесь сборку стоек наряду с автоматами ведут
люди. Какие автомобили сходили или сходят с конвейера с
амортизаторами Bilstein?
 |
Мандерн: в пневмоэлементы стоек подвески S-класса
закачивается гелий |
Во-первых, это многие штутгартские
модели: предыдущий Mercedes S-класса с кузовом W140, нынешний
S-класс, предыдущий С-класс с кузовом W202, бэби-Бенц А-класса...
Для нового С-класса, который так понравился нам своей
управляемостью, Bilstein амортизаторов не делает — этот заказ
полностью достался фирме Sachs. Во-вторых, это Jaguar, с которым
Bilstein сотрудничает в области разработки и поставки новейших
адаптивных подвесок — например, системы ACD 2 с регулируемыми
амортизаторами для модели S-Type. В-третьих, это Porsche — из
Мандерна в Цуффенхаузен отправляются полностью собранные узлы
передней и задней подвесок. В-четвертых, это... Subaru. Да-да,
японцы настолько высоко ценят амортизаторы Bilstein, что везут их на
свой конвейер из Германии! Конечно, не на все модели, а только на
самые «заряженные». Большинство амортизаторов в Мандерне окрашены
черным. Это обычный цвет для деталей так называемой первичной
комплектации, которые идут на конвейер. Но японцы из Subaru просят
Bilstein красить амортизаторы в желтый цвет. Почему? Для того, чтобы
понять это и проникнуть в тайну легенд о Бильштайне, необходимо
отправиться в маленький городок Эннепеталь — «родовое гнездо» фирмы
Bilstein.
ЖЕЛТОЕ Если завод в Мандерне производит 15
тысяч амортизаторов в день, то в Эннепетале делают ежедневно всего
тысяч пять, не более. Но как! Почти все работы выполняются вручную.
И за станками здесь вы не увидите недавних эмигрантов из Восточной
Европы. Подавляющее большинство операторов — типичные немцы, причем
люди в возрасте. И на вопрос, сколько они здесь проработали, следуют
однообразные ответы: 25, 30, 35 лет...
 |
Сборка «перевернутых» патронов для подвески
Porsche. Между корпусами обязательно набивают пластичную смазку для
снижения внутреннего трения |
Везде удивительный
порядок. Никакой суеты. Движения каждого человека неспешны и
продуманны. Вот пузатый колоритный немец в очках и с короткой
бородкой берет в руки очередную заготовку. Думаете, сейчас он не
глядя сунет ее в сварочный стенд? Ничуть! Сначала он взвесит ее в
руке, задумчиво посмотрит на неокрашенный стальной корпус — и только
потом аккуратно установит в аппарат. Через мгновение он достанет
амортизатор с уже приваренным ушком нижнего крепления, вновь
оценивающе задержит взгляд на плодах своего труда и отложит деталь в
поддон с готовой продукцией. Сколько лет он здесь работает?
Тридцать. Я не представляю, как при таком отношении к труду здесь
может появиться брак. Ну, а если? В ответ сварщик молча берет еще
горячий корпус амортизатора и ведет нас к тестовой разрывной машине,
которая измеряет усилие отрыва ушка. Стрелка динамометра ползет по
шкале, кольцо начинает вытягиваться... Металл ушка рвется, когда
усилие достигает шести тонн. Сварка выдержала. «Дас ист нормаль», —
улыбается немец и возвращается к своей работе. Он уверен в качестве.
Точно так же, как и любой в Эннепетале. На каждом амортизаторе,
сделанном на этом заводе, выгравирована надпись «Made in Germany».
Цвет — только желтый. Амортизаторы иной окраски за весь обход завода
я увидел дважды. Один раз это были серебристые стойки передней
подвески с надписью «Subaru Tecnica International» (STI — это
тюнинговое отделение фирмы Subaru, которое выпускает мелкосерийные
экстремальные версии. Второй — зеленые патроны для Porsche. А еще
— здесь делают только однотрубные амортизаторы.
 |
Эннепеталь: этот человек приваривает ушки
амортизаторов Bilstein уже 30 лет |
ОДНОТРУБНЫЙ ЗОВ — Преимущества однотрубных
газонаполненных амортизаторов — полное отсутствие вспенивания масла,
возможность работы в любом положении и очень четкое демпфирование
самых мелких неровностей. Это достигается благодаря высокому, до 30
бар, давлению газа, которое передается маслу внутри амортизатора
через плавающий разделительный поршень...
Здесь, в Эннепетале,
расположен не только завод по выпуску «желтого» Бильштайна, но и
конструкторский центр фирмы. И сейчас один из разработчиков
рассказывает нам о технических особенностях амортизаторов
Bilstein. — Мы выпускаем «однотрубники» сколь угодно малых серий,
вплоть до единичных заказов. Для дорожных автомобилей до недавнего
времени мы делали желтый Bilstein двух серий — Bilstein Sport для
установки со штатными пружинами и Bilstein Sprint, который мы
продаем в комплекте с «укороченными» пружинами Eibach или H&R.
Все эти амортизаторы — нерегулируемые. Недавно к ним добавилась
новая серия PSS/PSS9 — фактически, это дорожно-гоночные амортизаторы
с регулируемой высотой опоры пружины. А в версии PSS9 есть еще и
9-ступенчатая регулировка жесткости. Что же касается настоящих
гоночных амортизаторов... Вот, взгляните. Бильштайновский инженер
достает из портфеля два амортизатора. Один, весьма компактный, с
выносной компенсационной камерой для газа, предназначен для
кольцевых «кузовных» болидов. Легкий алюминиевый корпус, три
раздельные регулировки... Загляденье!

А второй — маленький и
невесомый. Регулировок нет. Игрушечный? Нет, самый настоящий. Именно
этот амортизатор со сверхлегким титановым корпусом совсем недавно
стоял в передней подвеске одного из болидов Формулы-1 команды Jaguar
Cosworth. Амортизаторы Bilstein начали использовать в Формуле-1
давно. В начале 90-х годов Bilstein обслуживал команды McLaren и
Benetton. С 1996 года Bilstein перестал участвовать в Формуле-1, но
с этого сезона на амортизаторах Bilstein ездит команда Jaguar. —
Инженеры команды требуют от нас миниатюризации и экономии веса, и мы
справились с этой непростой задачей. Представьте себе: ход штока
этого амортизатора — всего 40 мм, весит он 280 граммов. Давление
газа в нем пришлось уменьшить до 15 бар, иначе сжатый азот начнет
играть нежелательную роль слишком мощной дополнительной пружины. А в
задних амортизаторах давление приходится делать еще меньше — нагрев
от двигателя приводит к тому, что подпор газовой «пружины»
становится еще сильнее. Кстати, помните цитату из книги Кэррола
Смита, приведенную в начале нашего рассказа? Его предсказание
сбылось — в автоспорте однотрубные амортизаторы очень быстро
полностью вытеснили двухтрубную «чистую гидравлику». А почему этого
не происходит в секторе дорожных автомобилей?
продолжение
>>>
|