О ремнях ГРМ
Журнал "За рулем" №11 1999 год

ПЕРЕСЧИТАЕМ ЗУБЬЯ
Маленькая
невнимательность при покупке зубчатого
ремня может повлечь большие расходы.
Сегодня в магазинах изобилие ремней –
можно подобрать для любой машины. Но
вначале расскажем, какие они бывают
вообще. Клиновые и многоручьевые ремни (о
которых мы поговорим в следующий раз)
применяют только для привода насосов
системы охлаждения и навесных агрегатов (генератора,
усилителя руля и т. д.). Механизм
газораспределения (ГРМ) приводят зубчатым
или, как его еще называют, синхронным
ремнем, не проскальзывающим на шкивах.
Ремни современных иномарок
исключительно надежны – возить с собой
новый имеет смысл разве что с комплектом
клапанов или, скажем, с запасным шатуном…
Наше традиционное предпочтение цепного
привода (а шестеренный – и подавно лучше!)
воспитано ВАЗом. Именно владельцы “жигулей”
удивили мир находчивостью: “Разрежьте
ремень вдоль и передвиньте участки со
срезанными зубьями друг от друга”… Да и
сам завод, не слишком доверяя ремню,
предусмотрел выемки под клапаны в поршнях
большинства ныне выпускаемых “ременных”
моторов и предписывает проверять его
натяжение аж через каждые 10 тыс. км.
ПРОФИЛИ
ЗУБЬЕВ СИНХРОННЫХ РЕМНЕЙ ПО СТАНДАРТУ
ISO |
1. |
2. |
3. |
4. |
1.
Трапецеидальный серии 41 (форма C).
2. Полукруглый серии 58 (форма R).
3. Полукруглый усиленный с
противошумным желобком серии 97 (форма
BM).
4. Трапецеидальный высокий с
закругленными ребрами серии 90 (форма
LT). |
Купив иномарку, пусть даже старенькую,
можно расслабиться – фирменный ремень
ГРМ служит 100 тыс. км, не требуя
промежуточных осмотров и тем более
подтяжек. И дело тут не столько в высоком
качестве его самого (например,
балаковские тоже вполне сносны), сколько
мотора в целом. Шкивы вращаются в одной
плоскости, профиль впадин их венцов
идеально соответствует ремню – не
создается пиковых концентраций давления
на отдельных участках зубьев – да и
натяжной механизм исключает перетяжку
ремня. Однако страховочных выемок в
поршнях на большинстве моторов не
предусмотрено, а потому при обрыве
неизбежна катастрофическая “встреча”…
Заботливый или просто осторожный
владелец иномарки меняет ремень загодя
именно по этой причине.
Крупнейший производитель приводных
ремней в мире – американская фирма “Гейтс”
(Gates), а ее зубчатые ремни представлены под
маркой Power Grip. Вторая по объему –
итальянская “Дэйко” (Dayco), часть ее
продукции идет под знаменитой маркой Pirelli.
Третье место у немецкого концерна “Континенталь”
– его ремни несут марку Contitech. Остальные,
мелкие фирмы на нашем рынке ремнями не
торгуют, но их продукция (как, впрочем, и
часть ремней, сделанных “большой тройкой”)
продается под известными марками фирм-упаковщиков,
например Bosch, TRW и др.
Для автомобильных зубчатых ремней, как и
для цепей, предусмотрено четыре шага
зубьев (звеньев). Традиционный – 3/8 дюйма
(9,525 мм). В последние годы все чаще
применяют метрический – 8 мм. Остальные
два – 8,22 мм и 5 мм – встречаются редко.
Существует также 36 значений ширины ремня (от
8,6 до 36 мм), точное соответствие которой не
менее важно, чем шаг и число зубьев. Более
широкий ремень не влезет в ручей
натяжного ролика, а более узкий будет
гулять по шкивам, вызывая изгиб и
ускоренный износ зубьев, а то и вовсе
оборвется от нештатной нагрузки. И
последнее, что определяет пригодность
ремня для данной машины – профиль зубьев.
Он должен соответствовать впадинам на
венцах шкивов так, как было рассчитано
конструкторами двигателя.
Ныне применяют около полутора десятков
разновидностей профилей: четыре из них,
разработанные в разные годы, показаны на
рисунках. Освоенные ранее, как правило,
трапецеидальные, причем вершины зубьев не
доходят до дна впадин шкивов. Ремни для
моторов последних моделей – с
полукруглыми зубьями высокого профиля:
они упираются в дно впадин, что позволяет
распределить нагрузку на большей площади
контакта.
Международное обозначение зубчатого
ремня включает все упомянутые данные.
Например: 58127х3/4 HSN. В первых двух цифрах (58)
зашифрована серия зубьев, то есть их
профиль и шаг – в данном случае
полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с
шагом 3/8”. Следующие три цифры (127) – число
зубьев (у ремней серии 40 оно условно).
После знака умножения – ширина ремня в
миллиметрах или дюймах (здесь 3/4” или 19 мм).
Аббревиатура HSN в конце маркировки
обозначает современный особо прочный
материал ремня – “высоконасыщенный
нитрил” (Highly Saturated Nitrile), а если ее нет –
значит, ремень сделан из традиционного
неопренового каучука.
Данные синхронных ремней для
большинства распространенных в России
автомобилей приведены в таблице. Не вошли
в перечень ремни для устаревших машин 70-х–80-х
годов, форсированных модификаций
двигателей, редких и дорогих моделей. Не
включены также короткие (45–70 зубьев), не
предназначенные для привода распредвала
и применяемые дополнительно к основному
ремню для вращения балансировочных валов
и дизельных топливных насосов на
некоторых моторах. Не удивляйтесь, если не
найдете в первой колонке таблицы
американские машины, “мерседесы”, многие
современные модели “Ниссана”, “Тойоты”
и других фирм – их конструкторы предпочли
цепь. В отличие от ремня (или, скажем, “жигулевской”
цепи), ее практически никогда не придется
заменять. Кроме того, цепь ставят, если
очень важна компактность: ведь ременный
привод, как ни крути, удлиняет мотор
миллиметров на двадцать.
Случаи взаимозаменяемости зубчатых
ремней достаточно редки. Какой ремень
инженеры рассчитали – тот и закажут у “Гейтса”
или “Конти”. Другое дело наш автопром,
где опытные образцы агрегатов, да и самих
машин всегда представляют собой
причудливую смесь импортных
комплектующих. Это потом на конвейер
пойдут детали от балаковских, ставровских
и прочих смежников, а сначала прилаживают
“Дэйко”, “Солекс”, “Бош”, “Сакс” и т. д.
Так, к ВАЗ-2105 подобрали ремень от
старенького ФИАТа, к “Таврии” – от “Тойоты”,
а к 16-клапанному мотору ВАЗ-2112 – от “Ситроена”.
Остальные совпадения в таблице
объясняются еще проще – одни и те же
моторы (или аналогичные лицензионные)
могут применять разные автомобильные
фирмы. Скажем, ремни 41121х18 и 90152х25 HSN стоят
на двигателях “Ауди” и “Фольксвагена”,
76092х29 HSN и 76163х1 HSN – “Мицубиси” и “Хёндэ”,
а 58127х3/4 HSN – “Вольво” и “Рено”.
Автор: Антон УТКИН
|