ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Тест "дворников"

Журнал "За рулем" №1 1999 год
Веб-сервер "За рулем"

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ДВОРНИКОМ
ИЛИ УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

Последствия плохой работы "дворников" на автомобиле бывают пострашнее, чем пара синяков или ушибленная коленка.

А СУДЬИ КТО…
Пытаясь оценить качество любого изделия, логично сначала проверить его соответствие стандарту. По этому пути двинулись и мы.
Помимо отечественных щеток для "Самары", проверим венгерские "Баконь", английские "Чемпион" и немецкие "Бош" в различных исполнениях. Теперь, не мудрствуя лукаво, предъявим всем щеткам требование нашего ГОСТа. Очистим и вымоем стекло, обезжирим (!) 10…20-процентным содовым раствором, распылим на него мелкие капли чистой воды и сосчитаем, сколько двойных махов понадобится для полного вытирания стекла. Да, как и следовало ожидать, все новые щетки стерли воду с нового (без сколов и царапин) стекла за один двойной ход, тогда как ГОСТ 18699–73 разрешает аж пять двойных взмахов (автобусам и тракторам – вообще десять). Что ж, задание придется усложнить. 

Отечественные
Длина 500 мм, дешевле других, но имеют низкую жесткость на кручение из-за люфта в шарнирах и малое удельное давление из-за небольшой жесткости металлического упругого элемента.

"Баконь"
Длина 500 мм, на 10-15% дороже отечественных. Имеют идентичную конструкцию, но меньший люфт в шарнирах и более жесткий упругий элемент. Отработали лучше.

"Чемпион"
Длина 500 мм, дороже отечественных щеток в 1,5-2 раза (смотря где покупать). Пластмассовые кронштейны крепления не склонны к ржавлению, но заставят бережливого хозяина быть повнимательнее к ним зимой. Имеют подвижные шарниры на обоих концах щетки. Отработали заметно лучше отечественной и венгерской щеток.

 

"Бош"
Длина 530 мм, с обычным упругим элементом, но "необычной" многорычажной семой. В 2,5-3,5 раза дороже отечественных. Имеют относительно большую упругость, высокую точность сборки шарниров.

"Бош"
Длина 530 мм, с "внутренним" упругим элементом повышенной жесткости и комбинированной резиновой накладкой. В 2,5-3,5 раза дороже отечественных. Имеют самую большую упругость. Показали лучшие результаты.

ФОРМЕННОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО
Отказываемся от чистого стекла и чистой водицы: ничего не обезжириваем, а в воду добавляем загрязнитель. Например, обычную строительную побелку – она хорошо покажет неочищенные участки стекла. И опять все щетки справились за один двойной взмах. А если нанесенной побелке дать подсохнуть? Опять нет разницы. Ну, если уж нет различий между новыми щетками, будем испытывать изношенные. Износ смоделируем сами. Десять–двадцать двойных махов по раскатанному рулону шлифовальной шкурки, пожалуй, урезонят любую щетку. Варварство? Но ведь грязь, летящая на стекло из-под колес впереди едущего автомобиля – тоже абразив.
Итак, испытания шлифовальной шкуркой действительно расставили все точки. Но вот "над чем"? Мы рассчитали и сопоставили площади очищенной поверхности. Российской щеткой очищено 87,6% рабочего сектора. Для сравнения: результат такой же, родной щетки после 17 тыс. км пробега на автомобиле – 79,9%. Чуть больше отечественной (90,5%) отдраила венгерская щетка. Еще одна щетка – "Чемпион" – вылизала 99,6% площади. Неплохо. Наконец, две "бошевские" щетки очистили, по нашим расчетам, 98,8 и 99,9%.

Сечение двух "бошевских" щеток.

Так стоило ли огород городить, чтобы убедиться: "Бош" и "Чемпион" окажутся в лидерах. Получилось, стоило.
Успех заграничных лидеров достигнут отнюдь не выдающимся качеством резины: здесь особое внимание уделено упругости рабочей пары "резиновая накладка – упругая пластина" и подвижности шарниров. Например, щетки "Чемпион" сделаны более широкими, поэтому у них выше жесткость на кручение. Вдобавок у "Чемпиона" крепление рабочей пары с обеих сторон сделано подвижным в продольном направлении – отсюда более равномерное распределение удельного давления по длине щетки. А что же "Бош"? Взгляните на фото: одна из щеток имеет не обычную упругую пластину, выглядывающую с двух сторон "резинки", а более мощную, спрятанную внутрь резиновой накладки. Именно эта щетка, пройдя издевательство шлифовальной шкуркой, смогла очистить 99,9% площади рабочего сектора. Кроме того, надпись Twin на ней означает, что накладка состоит из двух слоев резины разной жесткости: рабочая кромка – из более жесткой и износостойкой, а место постоянного перегиба – из более мягкой и податливой.
А отечественный "дворник" оказался в аутсайдерах в основном из-за того, что допускал в шарнирах люфт и имел сравнительно небольшую жесткость упругого элемента. Как показал эксперимент, после моделирования ускоренного износа на шкурке рабочая кромка родной щетки была измочалена гораздо сильнее, чем после 17 тыс. км пробега, но при этом грязь со стекла стирала заметно лучше! Похоже, что новая, но "зашкуренная" щетка отработала лучше старой и "незашкуренной" потому, что у "старушки" сильнее разбиты шарниры.

С ВЕТЕРКОМ
Автомобиль мчится по динамометрической дороге автополигона. Свой датчик достался и щеткам стеклоочистителей – ему предстоит определить, как будет изменяться сила прижатия щетки к стеклу на больших скоростях. Зависит эта сила не только от самих щеток, но и во многом от аэродинамики автомобиля – в данном случае "девятки".

"Универсальные" аэродинамические лепестки.

Усилие прижатия к стеклу регистрировалось в двух неподвижных положениях щетки: в крайнем нижнем, так сказать, походном и среднем, то бишь "боевом". Отправную точку для последующего сравнения задала родная щетка. Отметим, что аэродинамика начинает влиять на работоспособность "нашей" щетки после 140 км/ч, а уже при 145 км/ч она практически "зависла" над стеклом. Две немецкие и английская щетки справились с заданием чуть лучше. Начало "зависания" английского "Чемпиона" и немецкого "Боша" отодвинулось всего на 5 км/ч. При 145 км/ч усилие прижатия щеток к стеклу начинает стремительно падать, а после 150 км/ч исчезает вовсе. А у других автомобилей? У "Жигулей" сила прижатия щеток практически не зависит от скорости. У "сорок первого" со "старым лицом" – почти то же, что у "девятки", а вот у нового – "Святогора" – о чудо аэродинамического искусства! – штатные щетки без аэродинамических лепестков зависают в воздухе уже при 120–125 км/ч. По ГОСТу щетки должны быть эффективны до 130 км/ч. Попробуем исправить дело, поставив универсальные аэродинамические лепестки, те, что подойдут на любую машину.
Устанавливаем лепестки на "Святогор", подключаем приборы, разгоняемся... нет, не подойдут, по крайней мере на "Москвич": "всплытие" щеток – при тех же "ста двадцати". Теперь на "Самаре"... Тоже не подойдут. На "девятке" щетки оторвались на 3–5 км/ч раньше (!), чем без лепестков. Пробуем на "Жигулях", хотя уже знаем, что на классике щетки прижимать не нужно. Как была прижимающая сила постоянной, так и осталась.
Значит, не работают лепестки? Работают, но не любые. Положительный пример дала еще одна "бошевская" щетка со стандартным "крылышком". Здесь после 130 км/ч сила прижатия щетки к стеклу начала монотонно возрастать. На спидометре – максимальная для "Самары" скорость, а щетка работает. Походив по магазинам, нашли специальный "москвичовский" поводок с установленным на нем одним лепестком. Проверили – тоже работает.

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ


Отечественные


"Баконь"


"Чемпион"


"Бош" (обычные)


"Бош" (с "вутренним" упругим элементом)

Попробуем подвергнуть щетки еще одному испытанию. Проверим, как изменяется удельное давление на стекло по длине самой щетки и каково его значение у разных образцов (см. рис.). Измерения проводили в пяти фиксированных точках. Здесь был измерен прогиб "рабочей пары" в миллиметрах при приложении фиксированного усилия в 100 г. Результаты показаны на графиках. Как и следовало ожидать, у одной из щеток – "Чемпион" – эпюра (график) удельного давления оказалась симметричной. Здесь рабочая пара свободна для продольного перемещения с обоих концов щетки. У остальных образцов эта пара с одного конца защемлена, с другого – свободна. Поэтому для всех "несимметричных" щеток вблизи защемленного конца продольная подвижность уменьшается, но при этом увеличивается давление. Очевидно, что концы "несимметричных" щеток могут работать немного по-разному. Но и здесь одна из двух "бошевских" щеток – та, где внутрь резины "упакован" упругий элемент, – решила выделиться. Защемление здесь не является абсолютно неподвижным, а допускает некоторые перемещения – на 3–5 мм за счет деформации "резинки".

Здесь бы поставить точку, но вот беда – при изгибах щеток, когда прогиб их рабочей кромки пытается повторить поверхность стекла, эпюра удельных давлений у разных щеток будет изменяться по-разному... Да, нелегкая эта работа...

Авторы: Александр БУДКИН
Фото Александра Полунина