ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Амортизаторы Bilstein (продолжение)

ВНОВЬ ЧЕРНОЕ
Однотрубный амортизатор высокого давления всегда предпочтительнее двухтрубного — это утверждение бильштайновские инженеры считают давно доказанной теоремой. Тем не менее Bilstein все же выпускает традиционные «двухтрубники». Одна из причин — сложность применения однотрубных амортизаторов в подвеске McPherson. Дело в том, что амортизатор в ней не только играет привычную роль гасителя колебаний, но еще и служит направляющим элементом. То есть на его шток действуют весьма существенные изгибающие усилия. Присмотритесь к макферсоновским «свечам» с двухтрубными амортизаторами: не правда ли, их штоки всегда делают толстыми?
Можно сделать массивнее и шток «однотрубника». Но что тогда произойдет при сжатии подвески? Толстый шток, который вдвигается внутрь корпуса, вытесняет большой объем масла. Куда деваться несжимаемому маслу внутри замкнутого объема амортизатора? Поскольку наружного корпуса, куда вытесняется масло в двухтрубном амортизаторе, в «однотрубнике» нет, все принимает на себя сжатый газ: он сжимается еще больше. И амортизатор превращается в мощную газовую пружину с прогрессивной характеристикой.

Амортизатор Bilstein для кольцевых болидов, как правило, имеет три раздельных регулировки

Дорожный амортизатор Bilstein новой серии PSS/PSS9 и миниатюрный амортизатор Формулы-1

Гоночные амортизаторы для уменьшения этого негативного эффекта имеют выносную компенсационную камеру, которая позволяет увеличить объем газа и сократить дополнительное подпружинивание. Но такие амортизаторы стоят не менее $1500—2000 за комплект, что для серийных автомобилей неприемлемо. Правда, инженеры нашли выход из положения. Они придумали «перевернутые» стойки, в которых роль штока играет... корпус амортизатора! (Объяснять это слишком сложно — лучше взгляните на схему.) Именно так устроены все передние раллийные амортизаторы для подвесок McPherson — например, те, которые Bilstein делает для знаменитой фирмы Prodrive.
А для «обычных» автомобилей Bilstein производит «обычные» стойки с двухтрубными амортизаторами. Но этим область применения столь несвойственной фирме двухтрубной конструкции не ограничивается. Самая массовая серия Бильштайна вообще на 90% состоит именно из двухтрубных амортизаторов. Это Bilstein Original черного цвета, предназначенный для продажи в качестве запчастей для подержанных автомобилей. Черные «двухтрубники» заметно дешевле желтых «однотрубников» и могут конкурировать на рынке запчастей с аналогичной продукцией от фирм Sachs, Boge или Monroe. При этом покупатель получает недорогой, но качественный продукт, овеянный славой «брэнда» Bilstein.
Надо сказать, что первую попытку сыграть на поле массовых продаж Bilstein совершил еще в начале 90-х годов. Именно тогда появился так называемый синий Bilstein — тоже двухтрубной конструкции, тоже недорогой. Попытка оказалась неудачной. Сторонний завод в Испании, которому немцы поручили выпуск синих амортизаторов, не смог обеспечить требуемый уровень качества. Выпуск серии свернули.
Однако собственных мощностей для выпуска массовых амортизаторов Бильштайну не хватает в принципе — оба завода и без того работают круглосуточно в три смены шесть дней в неделю. Поэтому в 1996 году концерн Krupp приобрел еще один завод — в Румынии. Раньше это предприятие под названием Compa Sibiu выпускало запчасти и комплектующие для Дачии. А теперь там делают глушители и черные двухтрубные амортизаторы Bilstein — для конвейерных поставок и для продажи под маркой Bilstein Original. Например, 100% передних «двухтрубных» стоек McPherson для Мерседеса А-класса производят именно в Румынии. А «однотрубники» для задней подвески А-класса по-прежнему выпускают в Мандерне.
Bilstein уверяет, что разницы в качестве продукции этих двух заводов нет. Хотелось бы в это верить. Неужели столь солидная фирма, обжегшись однажды на синем Бильштайне, станет второй раз наступать на те же грабли?

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Как узнать, насколько те или иные амортизаторы подходят для конкретного автомобиля? Любой специалист вам ответит: надо ставить их на машину и ездить. А как происходит подбор характеристик на Бильштайне? На что больше полагаются инженеры в Эннепетале — на точность расчетов или на результаты субъективной оценки плавности хода и управляемости?
— Да, у нас есть один главный прибор, — серьезно начал объяснения провожатый. Но закончил неожиданно: — Жопометр!
И выразительно похлопал себя по мягкому месту.
В Эннепетале работают около двадцати «ездовых» специалистов, которые настраивают характеристики новых моделей амортизаторов. Кто-то из них занимается только «конвейерной» настройкой и работает в тесной кооперации с инженерами-подвесочниками автомобилестроительных фирм. Кто-то отвечает исключительно за спорт. А меня познакомили с Гюнтером Хайном — одним из пяти специалистов, заведующих настройкой желтого Бильштайна серий Sport, Sprint и PSS.
Угадайте, как давно Хайн работает на фирме? Правильно: тридцать лет! Добрую треть из них он отдал автоспорту. Хорошо знаком со всеми специалистами немецких тюнинговых контор — Hartge, Abt, Lorinser, Brabus... Настройкой «дорожных» амортизаторов занимается около пяти лет. Одной из последних его работ была настройка регулируемых амортизаторов PSS9 для BMW третьей серии. И — вот это подарок судьбы! — разговор о них мы продолжаем уже в BMW 318 на амортизаторах PSS9! А для сравнения нам дали еще две «трешки» — стандартную 318-ю машину и BMW 328iA с «пониженной» подвеской Bilstein Sprint.

Где инженеры Бильштайна испытывают подвески?
— Никаких полигонов у нас нет, — выруливая из городка, рассказывал Хайн. — Зато есть пристрелянная извилистая дорожка километрах в десяти. Конечно, для испытаний спортивных автомобилей мы арендуем, к примеру, Нюрбургринг. Но для настройки дорожных машин нам хватает и нашей трассы.
Действительно, дорога отличная. Повороты, чуть неровное покрытие (можно оценить плавность хода), мало автомобилей, нет полиции...
Погоняли. Конечно, машина на «пониженной» подвеске Sprint была жесткой (эта серия явно не годится для наших дорог), стандартная 318-я с немалым пробегом намного больше кренилась в поворотах, а амортизаторы PSS9 в зависимости от регулировки заметно изменяли плавность хода. Наверное, из трех автомобилей я выбрал бы BMW с амортизаторами PSS9, установленными в среднем положении (что полностью совпадает с рекомендациями фирмы).
Но самое любопытное то, что характер управляемости всех трех «трешек» оказался весьма близким. Ни усилие на руле, ни чувствительность почти не менялись! Конечно, крены, плавность хода и предельные ускорения, с которыми можно проходить повороты, были разными. Однако во всех ипостасях BMW третьей серии оставался самим собой — автомобилем, в котором больше комфорта и престижа, нежели спортивности. А я все же ожидал, что спортивные амортизаторы смогут изменить характер машины, добавить в него перчика, огонька, сделать реакции еще более отточенными...

Но Гюнтера этот характер совершенно устраивает. Он считает нынешнюю BMW третьей серии лучшей и сам ездит на BMW 320i с тюнингом от Hartge («ну, знаешь, кевларовые накладки в салоне, спортивный выхлоп...») и на подвеске Bilstein Sprint. А на вопрос, какой автомобиль он считал лучшим по управляемости в середине 80-х, Хайн задумался — и через минуту назвал Mercedes 190. И я окончательно уверился в том, что он — из настоящих гонщиков. Они действительно предпочитают ездить «по жизни» на таких автомобилях. И ценят в них не трудноуловимое «изящество» реакций, а их надежность.
И тут в моей голове словно сработал некий триггер, и все в этом мире наконец встало на свои места. И откровения старого опытного голландца Йона Зайдайка (см. АР № 9, 2000), и слова инженера фирмы Koni Криса де Бройна, и результаты нашего теста спортивных амортизаторов Koni, Sachs и Bilstein для машин «восьмого» семейства (см. АР № 23, 1996), и объяснения бильштайновских специалистов... Все к одному. Если интересно, как-нибудь расскажу.

Л. ГОЛОВАНОВ

 

Гюнтер Хайн — один из тех, кто учит Bilstein ездить