ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Амортизаторы Bilstein

Автомобильная газета 
 "Авторевю" №8, 2001 годВеб-сервер "Авторевю"
  

 

Тот самый Bilstein

Про эти амортизаторы слышал любой человек, мало-мальски знакомый с миром автоспорта и тюнинга. «Bilstein? Тот самый Bilstein?»
Можно считать, что раньше и я был знаком с маркой Bilstein только понаслышке. А по-настоящему узнал лишь теперь, когда смог взглянуть на производство знаменитых амортизаторов своими глазами...

Две амортизаторные стойки передней подвески McPherson — желтый однотрубный Bilstein Sport «перевернутой» конструкции (об этом говорит необычная толщина штока, который на самом деле является корпусом амортизатора) и черный двухтрубный Bilstein Original

Один из первых эскизов де Карбона. Ганс Бильштайн был первым, кто приобрел у де Карбона патент на конструкцию однотрубного газонаполненного амортизатора

«ГОВОРЯТ, что газовые амортизаторы Bilstein творят чудеса. Чудес не бывает. Всеми преимуществами Bilstein обязан большей площади поршня, которая позволяет амортизатору эффективно демпфировать самые малые и медленные перемещения колеса. Это врожденное преимущество однотрубных газонаполненных амортизаторов — существенное настолько, чтобы в будущем полностью вытеснить амортизаторы чисто гидравлические». Эти строки, написанные в конце 60-х годов, взяты из книги американского гонщика Кэррола Смита «Tune To Win» («Настройка для победы») и отражают начало смертельной схватки двух «амортизаторных» концепций — однотрубной и двухтрубной. С первой из них все связывают именно Bilstein...

До середины 50-х годов в автомобильном мире вершиной технической мысли считались двухтрубные телескопические гидравлические амортизаторы — корпус и вставленный в него рабочий цилиндр, в котором ходит шток с поршнем. Представьте себе огромный шприц, опущенный иглой вниз в цилиндрический корпус. Если корпус закрепить на рычаге подвески, а рукоятку плунжера — на кузове, то это и будет двухтрубный гидравлический амортизатор.

Под крышами цехов завода в Эннепетале царит неповторимая атмосфера. Каждый работник буквально излучает уверенность в том, что сборка амортизаторов Bilstein — самое достойное и благородное занятие на свете

У «двухтрубников» есть врожденные недостатки — вспенивание масла при быстрых движениях поршня и невозможность работать в горизонтальном положении. Попытки создать более совершенный телескопический амортизатор стали предпринимать вскоре после Второй мировой войны. И одним из первых проблему решил французский исследователь вибрационных процессов профессор Кристиан Бурсье де Карбон. Его идея была такова: надо сделать амортизатор однотрубным и заполнить часть объема газом под высоким давлением, отделив его от масла свободно плавающим поршнем. Правда, точность обработки штока и качество уплотнения такого амортизатора требовались высочайшие.
Теперь перенесемся в XIX век. Точнее, в 1873 год, когда предприниматель Август Бильштайн покинул семейную фирму FEBI, которой управлял его старший брат Фердинанд, и открыл собственную гальваническую мастерскую. Предприятие Бильштайна носило название AUBI (по двум первым буквам имени и фамилии основателя) и занималось изготовлением и хромировкой металлической фурнитуры для окон и дверей. Кстати, завод дожил до наших дней и выпускает пластиковые окна. Правда, к нынешнему Бильштайну оно отношения давно не имеет.

В 1919 году дело отца принял 25-летний сын Августа — Ганс Бильштайн. Дела пошли в гору. В 1928 году предприятие August Bilstein начало поставлять на Daimler-Benz... нет, еще не амортизаторы — хромированные автомобильные бамперы. В 1930-м Bilstein поглотил фирму Levator и стал поставлять на конвейеры автомобильные домкраты. Любопытно, что домкраты Bilstein производятся до сих пор. В 1975 году именно Bilstein запатентовал и начал выпуск наиболее распространенных ныне простых и надежных рычажных домкратов (у нас они впервые появились на «восьмерках»).

У этого человека синяки под глазами, он курит на рабочем месте. Но его движения точны и уверенны. Главное, чтобы пепел в амортизатор не уронил...

До амортизаторов дело дошло в 1954 году. Ганс Бильштайн заинтересовался только что запатентованным изобретением де Карбона — и решил начать производство газонаполненных «однотрубников». Вот где пригодился опыт, накопленный за десятилетия существования гальванопластики на семейном предприятии: ведь ресурс однотрубного амортизатора высокого давления во многом зависел именно от качества хромировки штока! В 1958 году Bilstein уже поставлял газонаполненные амортизаторы на Mercedes-Benz — сотрудничество, которое продолжается и по сей день.
Спустя несколько лет производство однотрубных газонаполненных амортизаторов освоили Boge и Sachs, чуть позже — Koni и Monroe. Сейчас «однотрубники» выпускают все, кому не лень. Но почему с ними ассоциируется именно Bilstein? Может быть, мы узнаем ответ за воротами одного из двух немецких заводов фирмы — того, что работает с 60-х годов в городе Мандерн?

ЧЕРНОЕ
Здесь выпускают в основном «конвейерную» продукцию. Производство напоминает завод голландской фирмы Koni в Оуд-Бейерланде (см. АР № 11, 1996). Автоматов немало, но и ручного квалифицированного труда тоже много. Даже визуальный контроль хромировки штоков есть. Только у голландцев осмотром штоков заведовал дед в очках, а немцы посадили на эту операцию двух молоденьких девиц. Но зато часть корпусов для однотрубных амортизаторов бильштайновцы, в отличие от их коллег из фирм Koni и Monroe (см. АР № 13—14, 1997), предпочитают делать сами, методом вытяжки из коротких обрезков толстого металлического прута.
Отдельный цех выделен под производство стоек пневмоподвески для нового Mercedes S-класса, которые разработал и поставляет в Штутгарт только Bilstein. Очень сложные стойки! Внутри пневморукава, который заполнен гелием под давлением — однотрубный амортизатор хитрой конструкции с четырехступенчатой электромагнитной регулировкой жесткости, которая осуществляется внешним клапанным механизмом. И здесь сборку стоек наряду с автоматами ведут люди.
Какие автомобили сходили или сходят с конвейера с амортизаторами Bilstein?

Мандерн: в пневмоэлементы стоек подвески S-класса закачивается гелий

Во-первых, это многие штутгартские модели: предыдущий Mercedes S-класса с кузовом W140, нынешний S-класс, предыдущий С-класс с кузовом W202, бэби-Бенц А-класса... Для нового С-класса, который так понравился нам своей управляемостью, Bilstein амортизаторов не делает — этот заказ полностью достался фирме Sachs.
Во-вторых, это Jaguar, с которым Bilstein сотрудничает в области разработки и поставки новейших адаптивных подвесок — например, системы ACD 2 с регулируемыми амортизаторами для модели S-Type.
В-третьих, это Porsche — из Мандерна в Цуффенхаузен отправляются полностью собранные узлы передней и задней подвесок.
В-четвертых, это... Subaru. Да-да, японцы настолько высоко ценят амортизаторы Bilstein, что везут их на свой конвейер из Германии! Конечно, не на все модели, а только на самые «заряженные».
Большинство амортизаторов в Мандерне окрашены черным. Это обычный цвет для деталей так называемой первичной комплектации, которые идут на конвейер. Но японцы из Subaru просят Bilstein красить амортизаторы в желтый цвет. Почему? Для того, чтобы понять это и проникнуть в тайну легенд о Бильштайне, необходимо отправиться в маленький городок Эннепеталь — «родовое гнездо» фирмы Bilstein.

ЖЕЛТОЕ
Если завод в Мандерне производит 15 тысяч амортизаторов в день, то в Эннепетале делают ежедневно всего тысяч пять, не более. Но как! Почти все работы выполняются вручную. И за станками здесь вы не увидите недавних эмигрантов из Восточной Европы. Подавляющее большинство операторов — типичные немцы, причем люди в возрасте. И на вопрос, сколько они здесь проработали, следуют однообразные ответы: 25, 30, 35 лет...

Сборка «перевернутых» патронов для подвески Porsche. Между корпусами обязательно набивают пластичную смазку для снижения внутреннего трения

Везде удивительный порядок. Никакой суеты. Движения каждого человека неспешны и продуманны. Вот пузатый колоритный немец в очках и с короткой бородкой берет в руки очередную заготовку. Думаете, сейчас он не глядя сунет ее в сварочный стенд? Ничуть! Сначала он взвесит ее в руке, задумчиво посмотрит на неокрашенный стальной корпус — и только потом аккуратно установит в аппарат. Через мгновение он достанет амортизатор с уже приваренным ушком нижнего крепления, вновь оценивающе задержит взгляд на плодах своего труда и отложит деталь в поддон с готовой продукцией. Сколько лет он здесь работает? Тридцать.
Я не представляю, как при таком отношении к труду здесь может появиться брак. Ну, а если? В ответ сварщик молча берет еще горячий корпус амортизатора и ведет нас к тестовой разрывной машине, которая измеряет усилие отрыва ушка. Стрелка динамометра ползет по шкале, кольцо начинает вытягиваться... Металл ушка рвется, когда усилие достигает шести тонн. Сварка выдержала. «Дас ист нормаль», — улыбается немец и возвращается к своей работе. Он уверен в качестве. Точно так же, как и любой в Эннепетале.
На каждом амортизаторе, сделанном на этом заводе, выгравирована надпись «Made in Germany». Цвет — только желтый. Амортизаторы иной окраски за весь обход завода я увидел дважды. Один раз это были серебристые стойки передней подвески с надписью «Subaru Tecnica International» (STI — это тюнинговое отделение фирмы Subaru, которое выпускает мелкосерийные экстремальные версии. Второй — зеленые патроны для Porsche.
А еще — здесь делают только однотрубные амортизаторы.

Эннепеталь: этот человек приваривает ушки амортизаторов Bilstein уже 30 лет

ОДНОТРУБНЫЙ ЗОВ
— Преимущества однотрубных газонаполненных амортизаторов — полное отсутствие вспенивания масла, возможность работы в любом положении и очень четкое демпфирование самых мелких неровностей. Это достигается благодаря высокому, до 30 бар, давлению газа, которое передается маслу внутри амортизатора через плавающий разделительный поршень...

Здесь, в Эннепетале, расположен не только завод по выпуску «желтого» Бильштайна, но и конструкторский центр фирмы. И сейчас один из разработчиков рассказывает нам о технических особенностях амортизаторов Bilstein.
— Мы выпускаем «однотрубники» сколь угодно малых серий, вплоть до единичных заказов. Для дорожных автомобилей до недавнего времени мы делали желтый Bilstein двух серий — Bilstein Sport для установки со штатными пружинами и Bilstein Sprint, который мы продаем в комплекте с «укороченными» пружинами Eibach или H&R. Все эти амортизаторы — нерегулируемые. Недавно к ним добавилась новая серия PSS/PSS9 — фактически, это дорожно-гоночные амортизаторы с регулируемой высотой опоры пружины. А в версии PSS9 есть еще и 9-ступенчатая регулировка жесткости. Что же касается настоящих гоночных амортизаторов... Вот, взгляните.
Бильштайновский инженер достает из портфеля два амортизатора. Один, весьма компактный, с выносной компенсационной камерой для газа, предназначен для кольцевых «кузовных» болидов. Легкий алюминиевый корпус, три раздельные регулировки... Загляденье!

А второй — маленький и невесомый. Регулировок нет. Игрушечный? Нет, самый настоящий. Именно этот амортизатор со сверхлегким титановым корпусом совсем недавно стоял в передней подвеске одного из болидов Формулы-1 команды Jaguar Cosworth.
Амортизаторы Bilstein начали использовать в Формуле-1 давно. В начале 90-х годов Bilstein обслуживал команды McLaren и Benetton. С 1996 года Bilstein перестал участвовать в Формуле-1, но с этого сезона на амортизаторах Bilstein ездит команда Jaguar.
— Инженеры команды требуют от нас миниатюризации и экономии веса, и мы справились с этой непростой задачей. Представьте себе: ход штока этого амортизатора — всего 40 мм, весит он 280 граммов. Давление газа в нем пришлось уменьшить до 15 бар, иначе сжатый азот начнет играть нежелательную роль слишком мощной дополнительной пружины. А в задних амортизаторах давление приходится делать еще меньше — нагрев от двигателя приводит к тому, что подпор газовой «пружины» становится еще сильнее.
Кстати, помните цитату из книги Кэррола Смита, приведенную в начале нашего рассказа? Его предсказание сбылось — в автоспорте однотрубные амортизаторы очень быстро полностью вытеснили двухтрубную «чистую гидравлику». А почему этого не происходит в секторе дорожных автомобилей?

продолжение >>>