ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Свечи зажигания BERU

Журнал  "Автомобили"
 №06-07 1998 годаИнформационная система "Cars@Web" и журнал "Автомобили"
  

 

Из искры возгорится пламя

История свечи зажигания гораздо длиннее истории автомобиля. Еще в 1860 г. Жан Жозеф Ленуар запатентовал свечу для газового двигателя. А в начале ХХ столетия Готлиб Хонольд открыл безбатарейное зажигание от магнето. Привычное же сегодня батарейное зажигание появилось только в 20-е годы.

Керамические изоляторы первых свечей внешне выглядели хорошо, но оказались недостаточно прочными и при сильном затягивании ломались. Опыты с другими материалами — тальком (стеатитом), цирконием, спекшимся корундом и слюдой — привели в конце концов к современной свече с прессованным изолятором из гранулята окиси алюминия. Электроды, тоже претерпевшие множество изменений и по форме и по материалу, сейчас чаще всего изготавливаются из хромоникелевого сплава, серебра или платины.

История свечей BERU началась в 1912 г., когда немецкий исследователь Альбрехт Рупрехт получил патент на отличавшуюся гидроизоляцией «свечу Рупрехта» и основал собственную фирму. Эксплуатационная надежность новой свечи оказалась настолько велика, что фирма BERU стала быстро расширяться и вскоре компанию уже причисляли к ведущим производителям свечей. Многочисленные запатентованные разработки и выпуск других запасных частей, деталей и аксессуаров превратили BERU в эксперта автомобильной электрики. В настоящее время, учитывая растущую озабоченность загрязнением окружающей среды, важнейшим показателем работы свечи является не столько эксплуатационная надежность, сколько оптимальное сгорание смеси при минимальной эмиссии.

Свечи зажигания BERU, высокоточные и исключительно надежные специализированные детали, выдерживают предельные внешние — летнюю жару, зимний холод — и внутренние (в камере сгорания) нагрузки: высокое напряжение, давление до 50 бар, температуру до 3000оС, химическую коррозию.

На сегодняшний день почти все транспортные средства приводятся в действие так называемыми двигателями Отто, широко известными как двигатели внутреннего сгорания (ДВС). При этом в ДВС (в отличие от дизеля) главная роль отводится свече зажигания как источнику принудительного воспламенения рабочей смеси, которое происходит в конце такта сжатия благодаря искре, возникающей при соответствующем высоком напряжении, вырабатываемом катушкой зажигания. В точно определенный момент времени происходит пробой искры между центральным и боковым электродами свечи. Фронт пламени от искры распространяется по всему объему камеры сгорания до полного выгорания смеси. Высвобождаемое тепло увеличивает температуру, давление в цилиндре стремительно возрастает, и в результате поршень выдавливается вниз. Движение поршня передается через шатун коленчатому валу, который через трансмиссию приводит в движение автомобиль.

Конструкция современной свечи зажигания:

1 — контактное соединение наконечника свечи, передающее напряжение зажигания на центральный электрод;
2 — пятигребенчатый изолятор, препятствующий току утечки за счет удлинения пути прохождения;
3 — токопроводящий стержень, запрессованный в токопроводящую стекломассу, связанный с центральным электродом;
4 — керамический корпус, изолирующий центральный электрод от массы. Способен выдержать напряжение пробоя до 48 кВ;
5 — никелированный корпус свечи, соединенный с корпусом горячим прессованием;
6 — электропроводящая стекломасса, соединяющая токонесущий стержень с центральным электродом;
7 — фиксированное внешнее уплотнительное кольцо, герметизирующее соединение свечи с головкой блока и улучшающее теплоотвод;
8 — внутреннее уплотнение, фиксирующее положение изолятора и улучшающее внутренний теплоотвод;
9 — центральный электрод, обеспечивающий искровой пробой;
10 — основание изолятора, выступающее в камеру сгорания;
11 — фаска, облегчающая ввинчивание свечи в головку блока;
12 — воздушный зазор, влияющий на самоочищение и образование нагара;
13 — боковой электрод, содержащий легирующие добавки на никелевой основе, значительно увеличивающие срок службы.

Каждая свеча должна вырабатывать искру от 500 до 3500 раз (!) в минуту, причем очень часто в экстремальных внешних условиях: при запуске холодного двигателя зимой, при работе с максимальной нагрузкой в течение длительной скоростной езды по автомагистралям, при движении в городском режиме «стоп-вперед» и т.д.

BERU предлагает большой ассортимент свечей зажигания. Для двигателей, которые трудно обслуживать, BERU совместно с автомобильной промышленностью разработала свечи с пробегом до 100 тыс. км. В качестве материала для центральных электродов BERU использует самые различные материалы. Специальные медно-никелевые сплавы в сочетании с медным сердечником отличаются высокой теплопроводностью и хорошими антикоррозионными свойствами. Еще большей теплопроводностью обладает серебро, а платина имеет оптимальную стойкость к обгоранию, увеличивая тем самым срок службы свечей. Не менее важна и геометрия бокового электрода, которая влияет на подачу горючего, износ самих электродов, отвод тепла и напряжение зажигания. Многочисленные варианты электродов предлагаются в зависимости от требуемого рабочего режима искрообразования. Например, короткая воздушная искра, скользящая, комбинированная воздушно-скользящая.

Кратчайшее расстояние между центральным и боковым электродами называют зазором, который искра зажигания должна пробить. В каждом случае оптимальный зазор указывается в зависимости от двигателя. Максимальная точность при выборе зазора особенно важна, потому что неправильно установленный зазор значительно ухудшает работоспособность свечи и тем самым двигателя.

Если зазор мал, начинаются перебои в системе зажигания (пропуск искры), работа двигателя становится неустойчивой и резко ухудшаются показатели отработанных газов.

Если зазор велик, возникает необходимость в более высоком напряжении искрообразования, что ведет к перебоям в работе системы зажигания.

Свечам с несколькими электродами, настроенными с различными зазорами, регулировка не требуется.

На действие свечи зажигания в камере сгорания влияют два важнейших фактора: искровой промежуток и положение искры. Что касается искрового промежутка, то различают воздушный искровой промежуток — кратчайший путь, который проходит искра от бокового до центрального электрода, чтобы воспламенить рабочую смесь в камере сгорания, и путь скольжения искры — расстояние, которое проходит искра, скользя по наконечнику изолятора (попутно сжигая образующийся нагар), до момента пробоя на боковой электрод.

Расположением искрового промежутка в камере сгорания определяют положение самой искры.

Свеча зажигания должна герметично ввинчиваться в головку цилиндра. В зависимости от конструкции двигателя различают два вида уплотнений: с помощью уплотнительной шайбы, когда зафиксированное на корпусе свечи внешнее уплотнительное кольцо принимает на себя функции уплотнения, и конусное, или галтельное, при котором профиль поверхности корпуса обеспечивает свече герметичное уплотнение в опорной поверхности головки блока.

Свечи с уплотнением по поверхности и небольшими размерами используются, как правило, в «тесных» многоклапанных двигателях.

BERU производит также и специальные свечи зажигания для особых условий. Например, полностью экранированные помехозащищенные свечи в стальном корпусе (например, в VIP-автомобилях), свечи для автомобильных и стационарных двигателей, работающих на газе, измерительные свечи, используемые на опытных или контрольных двигателях.

Всегда, разумеется, следует применять свечи, рекомендованные для конкретных двигателей. Неизбежным следствием выбора свечей с неправильным калильным числом, зазором или длиной резьбы станет снижение мощности и частые отказы двигателя, а также выход из строя катализатора. (Понятие «калильное число» определяет способность принимать на себя и нести высокую термическую нагрузку. Калильное число указывает, в каком объеме принятое свечой тепло может быть отдано головке блока. Если эта величина больше требуемой для данного типа двигателя, свеча будет перегреваться, что приведет к так называемому «калильному зажиганию», при котором рабочая смесь в цилиндре воспламеняется не только от искры зажигания, но и от перегретой свечи. Если калильное число слишком мало, при малых оборотах двигателя температуры свечи не хватит для ее самоочищения. Результатом станут перебои в работе системы зажигания, повышенный расход рабочей смеси, возрастающая эмиссия.)

Во время снятия свечи ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в камеру сгорания попала грязь. Поэтому сначала надо ослабить свечу на несколько оборотов резьбы, затем почистить корпус сжатым воздухом или кисточкой и только затем окончательно вывернуть.

Во время установки свечи резьба, а также отверстие в головке блока должны быть чистыми. Никелевое покрытие корпуса свечей BERU делает излишним применение масла. Момент затяжки свечи должен соответствовать строго заданной величине.

Облегчить и упростить выбор свечей зажигания BERU поможет каталог «Свечи зажигания и накаливания» (№ 5 000 004 001), «Руководство по автоэлектрике» (№ 5 000 002 004) и «Информация об электродах» (№0 800 100 001).

*   *   *

 Многочисленные негативные факторы, влияющие на работу свечи,— перегрузка, низкокачественное топливо, частая езда в городском цикле — могут привести к сбоям в работе двигателя.

Эрозия искры и коррозия электродов возникают из-за термической перегрузки, вызванной применением некачественного топлива, а также из-за несоответствующего калильного числа. Замыкание электродов и электродетонация приводят к увеличению зазора и пропаданию искры. Электродетонация, спровоцированная сгоранием остатков рабочей смеси в камере сгорания, неисправными клапанами, применением свечей не с тем калильным числом или низкооктановым топливом, может вызвать выход из строя поршней.

Детонационное сгорание возникает также из-за неверно установленного момента зажигания или слишком высокой компрессии.

Чем больше мощность двигателя, тем выше температура в камере сгорания, и это нужно учитывать при выборе свечи. В значительной степени размер основания изолятора определяет теплопоглощение, при котором тепло проводится от основания электрода через центральный электрод и внутреннее уплотнение на корпусе свечи.

Свечи с длинным основанием изолятора и, соответственно, принимающие больше тепла, называют «горячими».

Свечи с коротким основанием изолятора и принимающие меньше тепла называют «холодными».

Свечи BERU прекрасно работают в любых условиях, будь то движение в городском режиме или марафон по автостраде, трескучий мороз или палящая жара. Однако даже самые лучшие изделия подвержены естественному износу. Поэтому автомобилестроители указывают определенные сроки замены свечей.

Генеральная линия фирмы предполагает, что свечи зажигания должны меняться самое позднее раз в два года. Это способствует не только сохранению мощности двигателя, но и защите дорогостоящего катализатора, который может быть поврежден из-за перебоев в системе зажигания. Если учесть, что комплект свечей стоит около 20 нем. марок, а катализатор — около 1500 марок, то становится очевидным, насколько важен регулярный контроль состояния и своевременная замена свечей.

Постоянно возрастающие требования к охране окружающей среды, тенденция к более полному использованию топлива при оптимальном сгорании, борьба за уменьшение шумности двигателя заставляют применять только высокоэффективные системы зажигания.

И здесь свече зажигания отводится особая роль. Только в том случае, если в цилиндре имеется достаточное количество сбалансированной рабочей смеси и поддерживается необходимая температура горения, а между электродами свечи образуется мощная искра, двигатель работает ровно, на полную мощность и с небольшим количеством выхлопных газов.

Сегодня BERU является одним из известнейших производителей автомобильной электрики. 150 проектировщиков и конструкторов отдела разработки и развития постоянно работают над совершенствованием выпускаемых и созданием новых изделий.

Естественно, многие новые идеи рождаются внутри коллектива, однако BERU тесно сотрудничает и со многими автопроизводителями, выполняя многочисленные специальные заказы.

Особое значение BERU придает качеству выпускаемой продукции. Основной постулат философии качества BERU гласит: «Наблюдение за производством вместо контроля готовых изделий».

Итогом подобной кропотливой работы (а контролем качества занимается каждый десятый сотрудник фирмы) стала минимизация брака: 50-80 бракованных свечей на каждый миллион готовых изделий. Именно качество является наивысшим критерием, который позволяет выстоять в конкурентной борьбе. Получение фирмой BERU сертификата DIN/ISO 9001 было само собой разумеющимся шагом. Сертификации подлежат не только сами свечи, но и все конструкторско-технологические и производственные процессы, менеджмент и техническое оснащение фирмы.

Испытания прошлых лет — войны, инфляция, экономические кризисы — закалили BERU. Теперь фирме предстоит прорыв в третье тысячелетие. На головном предприятии в г. Людвигсбурге сооружен новый центр развития, оснащенный специальным оборудованием, современными станками, специальной измерительной аппаратурой, климатическими камерами-кондиционерами, лабораториями металлографии и балансировки. Как видите, BERU уверенно смотрит в будущее.

Характерные изменения свечи в процессе эксплуатации

 Освинцованные свечи

Внешний вид: основание изолятора местами имеет коричнево-жёлтый или зеленоватый цвет глазури. Причина: присадки к бензину, содержащие свинец. Последствие: при более высокой нагрузке облицовка становится электропроводимой, в результате чего возникают перебои в системе зажигания (отсутствие искры). Возможно повреждение катализатора. Рекомендации: заменить топливо и поменять свечи — эффективная чистка невозможна.

Свечи, покрытые копотью

Внешний вид: основание изолятора, электроды и корпус свечи покрыты бархатистым, чёрным налётом. Причина: образование обогащенной смеси, загрязнённый воздушный фильтр, неисправное пусковое устройство, чрезмерная активность в городском режиме движения или неправильное значение калильного числа. Последствие: отсутствие искры из-за тока поверхностной утечки, плохой пуск двигателя в холодном состоянии. Возможно повреждение катализатора. Рекомендации: правильно установить топливно-пусковое устройство, заменить воздушный фильтр, почистить или заменить свечи зажигания.

Замасливание свечей

Внешний вид: основание изолятора, электроды и корпус свечи покрыты чёрной масляной плёнкой. Причина: избыток масла в камере сгорания, изношенные поршневые кольца, цилиндры и направляющие втулки клапана. Последствие: плохой запуск двигателя, отсутствие искры или полный отказ свечи, вызванный коротким замыканием. Рекомендации: скорректировать уровень масла, в случае необходимости перебрать двигатель, заменить свечи зажигания.

Отложения

Внешний вид: явные отложения на основании изолятора и боковом электроде в виде шлаков. Причина: составные части сплава из топливно-масляных добавок образовали осадки. Последствия: возможна электродетонация, а при определённых условиях и выход из строя двигателя или катализатора. Рекомендации: проверить топливо и заменить масло, избегать присадок, поменять свечи зажигания.

Припаянный центральный электрод

Внешний вид: чётко виден припой центрального электрода, пузырчатый, губчатый (ноздреватый), размягчённый кончик основания изолятора. Причина: термическая перегрузка в результате электродетонации (например, из-за слишком раннего момента воспламенения), остатки сгорания в камере сгорания, неисправные клапаны и распределители, свечи с неправильным калильным числом или пусковым моментом. Последствие: отсутствие искры, потеря мощности, повреждение двигателя. Рекомендации: проверить сгорание и подготовку топливной смеси. Желательно поставить новые свечи с правильным калильным числом.

Повреждение основы изолятора

Внешний вид: поломка ножки изолятора. Причина: удар, падение или давление на центральный электрод, горение с детонацией, попадание масла в камеру сгорания.

Последствие: отсутствие искры, появление искры зажигания в местах, в которые не поступает свежая смесь. При дальнейшей эксплуатации изолятор может взорваться. Рекомендации: поставить новые свечи зажигания.

Чрезмерный износ электродов

Внешний вид: у центрального и бокового электродов наблюдается очевидный износ материала. Причина: агрессивные топливно- масляные добавки, неблагоприятное соотношение течений (потоков) из-за отложений в камере сгорания.

Последствие: отсутствие искры (особенно при ускорении) — для высокого напряжения уже не достаточно слишком большого зазора между электродами. Рекомендации: поставить новые свечи зажигания.

Припаянные электроды

Внешний вид: электроды напоминают цветную капусту. Отложения вредного для свечи материала. Причина: термическая перегрузка в результате электродетонации (например, из-за слишком раннего момента воспламенения), остатки сгорания в камере сгорания, неисправные клапаны и распределители, неправильный пусковой момент свечи. Последствие: вначале отсутствие искры, а затем повреждение двигателя и катализатора. Рекомендации: проверить сгорание и подготовку топливной смеси. Заменить свечи.

 Автор:Андрей Короткевич