ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Поршни "Mahle"(продолжение 2)

 

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Контроль качества заслуживает отдельного рассказа. Конечно, ничего экстраординарного в Ротвайле нет — сертификат ISO 9000, который есть у каждого уважающего себя европейского завода, обязывает иметь развитую систему выборочного контроля параметров изделий и их статистического учета.
Но когда видишь, как здесь подходят к качеству, это впечатляет. Литьевые машины в короткие промежутки пересменок специально подогреваются — чтобы размеры форм не "ушли" от изменения температуры. Но все равно первые отливки в каждой смене помечают краской и на всех последующих этапах обработки используют только как отладочные.

   

Звездочки на экране компьютера — это результаты контрольных замеров. При малейшем отклонении от номинала, например, "в плюс", автоматика сразу корректирует настройки станков "в минус"

На протяжении всей технологической цепочки устроено множество постов контроля — где выборочного, а где и стопроцентного. Например, каждую (!) заготовку для ковки поршней в поисках каверн тщательно "прослушивают" ультразвуковым эхо-дефектоскопом двое операторов. А в конце все поршни проходят автоматизированную стопроцентную проверку по пяти параметрам — наружному диаметру, профилю юбки, точности обработки отверстия под поршневой палец, по массе...
В некотором роде это, конечно, перестраховка. В Ротвайле с гордостью говорят о том, что после ультразвуковой дефектоскопии на переплавку идет более полутора процентов всех дизельных поршней. Дело в том, что в них заливают кольцевую чугунную вставку — вырезанная в ней канавка под верхнее компрессионное кольцо намного лучше сопротивляется износу. Это, кстати, было первым изобретением Эрнста Мале, запатентованным еще в 1931 году. Но если между чугунной вставкой и алюминием есть хоть одна маленькая каверна, поршень нещадно бракуется. Хотя на самом деле он может проработать с ней всю жизнь. Но вдруг сработает один шанс из миллиона, поршень разрушится, и на имя MAHLE ляжет тень?
Правда, есть проблема подделок. Здесь фирма бессильна — в Турции, например, имитируют даже самые сложные дизельные поршни. Если название фирмы написано без ошибок (встречались поршни MHALE — с турецким акцентом) и поршень покрыт серой краской "под графит", то отличить его от настоящего сложно даже специалисту. А чугунная вставка под кольцо в теле поршня там вообще не держится. О профиле юбки лучше и не говорить...
А еще очень понравилось то, что все оборудование на MAHLE по сей день делают сами. Не только литьевые формы (их, кстати, хранят после снятия поршня с производства бессрочно). Все литьевые машины, все фрезерные и расточные станки; словом, все, кроме исполнительных механизмов роботов и электроники, на заводах MAHLE — собственного изготовления.
Скорее всего, покупать их у спецпроизводителей было бы выгодней, чем содержать собственное инструментальное производство. Но здесь привыкли опираться только на себя. Поршни — эти куски металла — давно отучили здешних конструкторов и технологов от самонадеянности. О чем и говорил Эрнст Мале с высоты своего огромного опыта.

   

Во время работы при нагреве и механических нагрузках поршень расширяется и деформируется, приобретая сложную форму. Конечно, деформации эти невелики, но по сравнению с современными зазорами в цилиндре, которые могут составлять менее двух сотых миллиметра, это очень существенные величины.
Рисунки, приведенные ниже, позволяют оценить сложность профиля литого поршня для дизеля с непосредственным впрыском и его деформацию в рабочем состоянии. Пунктиром показан "растянутый" бочкообразный профиль юбки до испытания, сплошной линией — профиль после нагрева. Обратите внимание на то, как расширяется верхняя часть поршня с канавками под поршневые кольца.
Облегчение поршня сулит большие преимущества при форсировке двигателей. Ведь на поршень приходится 54% от массы сборки "поршень-кольца-палец-шатун"! На диаграмме хорошо видна зависимость массы легковых поршней MAHLE от их диаметра. Желтые поршни - литые, обычной конструкции, со стальными термокомпенсирующими вставками (они весят 10 - 15 кг). Зеленые поршни - облегченные, кованые. А красные - это кованые Т-образные, с минимально возможной толщиной днища. Их применяют в спортивных и гоночных моторах.

Взглянув на этот стенд с проспектами фирмы 30—50-х годов, я оцепенел. "Поршни обтекаемой формы для автомобилей, развивающих 300 км/ч"; "Новинка — поршень клинообразной формы для тончайшего распыления и атомизации при впрыске газа"; "Поршни Ma-Ma-Matik с новой конструкцией юбки: встроенные электромагниты предотвращают прихваты и задиры..." Неужели были и такие экзотические конструкции?
Постойте, здесь что-то не так. Имена конструкторов — А. Прил и С. Имплициус. Все патенты выданы первого апреля... Да это же первоапрельские шутки!

Впрочем, в музее действительно есть такие необычные поршни, при взгляде на которые берет оторопь. С изрезанными юбками, со сложными конструкциями вместо поршневых колец (взгляните на фото справа), с пружинами внутри и подпружиненными вставками снаружи. Поршни с позолоченными и хромированными днищами, поршни из керамики (это в 30-х годах!). Словом, экспериментировали на MAHLE всерьез, нешуточно...

В процессе экспериментов с магниевыми поршнями Эрнст Мале попробовал уменьшить их износ, подавая в цилиндры очищенный воздух. А потом, в 1925 году, братья решили заняться производством собственных фильтров — сначала только воздушных, а потом и масляных, и топливных. Ассортимент фильтров можно оценить по старому рекламному проспекту отделения EC Filter. EC — это Elektronmetall Cannstadt.
Было образовано солидное производство — с штамповкой, хромировкой, сваркой и окраской корпусов, с испытательной лабораторией и т. д. Но в 1941 году производство свернули, решив развивать основную специализацию, и продали фирме Mann & Hummel.

   

Однако потом MAHLE вновь возвратилась к производству фильтров, купив в 1972—1974 годах немецкие фирмы Knecht Filterwerke и Purolator Filter. И теперь в состав компании входит отделение Knecht по производству фильтров с заводами в Германии и Австрии.
Кстати, MAHLE сейчас стремится расширять ассортимент автомобильных комплектующих. Старые и вновь приобретенные заводы выпускают и блоки цилиндров, и кольца, и распредвалы, и компоненты впускного тракта...

   

Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора и фирмы MAHLE