ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

О ремнях ГРМ

Журнал "За рулем" №11 1999 год
Веб-сервер "За рулем"

ПЕРЕСЧИТАЕМ ЗУБЬЯ

Маленькая невнимательность при покупке зубчатого ремня может повлечь большие расходы.

Сегодня в магазинах изобилие ремней – можно подобрать для любой машины. Но вначале расскажем, какие они бывают вообще. Клиновые и многоручьевые ремни (о которых мы поговорим в следующий раз) применяют только для привода насосов системы охлаждения и навесных агрегатов (генератора, усилителя руля и т. д.). Механизм газораспределения (ГРМ) приводят зубчатым или, как его еще называют, синхронным ремнем, не проскальзывающим на шкивах.

Ремни современных иномарок исключительно надежны – возить с собой новый имеет смысл разве что с комплектом клапанов или, скажем, с запасным шатуном… Наше традиционное предпочтение цепного привода (а шестеренный – и подавно лучше!) воспитано ВАЗом. Именно владельцы “жигулей” удивили мир находчивостью: “Разрежьте ремень вдоль и передвиньте участки со срезанными зубьями друг от друга”… Да и сам завод, не слишком доверяя ремню, предусмотрел выемки под клапаны в поршнях большинства ныне выпускаемых “ременных” моторов и предписывает проверять его натяжение аж через каждые 10 тыс. км.

 

ПРОФИЛИ ЗУБЬЕВ СИНХРОННЫХ РЕМНЕЙ ПО СТАНДАРТУ ISO

1.

2.

3.

4.

1. Трапецеидальный серии 41 (форма C).
2. Полукруглый серии 58 (форма R).
3. Полукруглый усиленный с противошумным желобком серии 97 (форма BM).
4. Трапецеидальный высокий с закругленными ребрами серии 90 (форма LT).

Купив иномарку, пусть даже старенькую, можно расслабиться – фирменный ремень ГРМ служит 100 тыс. км, не требуя промежуточных осмотров и тем более подтяжек. И дело тут не столько в высоком качестве его самого (например, балаковские тоже вполне сносны), сколько мотора в целом. Шкивы вращаются в одной плоскости, профиль впадин их венцов идеально соответствует ремню – не создается пиковых концентраций давления на отдельных участках зубьев – да и натяжной механизм исключает перетяжку ремня. Однако страховочных выемок в поршнях на большинстве моторов не предусмотрено, а потому при обрыве неизбежна катастрофическая “встреча”… Заботливый или просто осторожный владелец иномарки меняет ремень загодя именно по этой причине.

Крупнейший производитель приводных ремней в мире – американская фирма “Гейтс” (Gates), а ее зубчатые ремни представлены под маркой Power Grip. Вторая по объему – итальянская “Дэйко” (Dayco), часть ее продукции идет под знаменитой маркой Pirelli. Третье место у немецкого концерна “Континенталь” – его ремни несут марку Contitech. Остальные, мелкие фирмы на нашем рынке ремнями не торгуют, но их продукция (как, впрочем, и часть ремней, сделанных “большой тройкой”) продается под известными марками фирм-упаковщиков, например Bosch, TRW и др.

Для автомобильных зубчатых ремней, как и для цепей, предусмотрено четыре шага зубьев (звеньев). Традиционный – 3/8 дюйма (9,525 мм). В последние годы все чаще применяют метрический – 8 мм. Остальные два – 8,22 мм и 5 мм – встречаются редко. Существует также 36 значений ширины ремня (от 8,6 до 36 мм), точное соответствие которой не менее важно, чем шаг и число зубьев. Более широкий ремень не влезет в ручей натяжного ролика, а более узкий будет гулять по шкивам, вызывая изгиб и ускоренный износ зубьев, а то и вовсе оборвется от нештатной нагрузки. И последнее, что определяет пригодность ремня для данной машины – профиль зубьев. Он должен соответствовать впадинам на венцах шкивов так, как было рассчитано конструкторами двигателя.

Ныне применяют около полутора десятков разновидностей профилей: четыре из них, разработанные в разные годы, показаны на рисунках. Освоенные ранее, как правило, трапецеидальные, причем вершины зубьев не доходят до дна впадин шкивов. Ремни для моторов последних моделей – с полукруглыми зубьями высокого профиля: они упираются в дно впадин, что позволяет распределить нагрузку на большей площади контакта.

Международное обозначение зубчатого ремня включает все упомянутые данные. Например: 58127х3/4 HSN. В первых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг – в данном случае полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8”. Следующие три цифры (127) – число зубьев (у ремней серии 40 оно условно). После знака умножения – ширина ремня в миллиметрах или дюймах (здесь 3/4” или 19 мм). Аббревиатура HSN в конце маркировки обозначает современный особо прочный материал ремня – “высоконасыщенный нитрил” (Highly Saturated Nitrile), а если ее нет – значит, ремень сделан из традиционного неопренового каучука.

Данные синхронных ремней для большинства распространенных в России автомобилей приведены в таблице. Не вошли в перечень ремни для устаревших машин 70-х–80-х годов, форсированных модификаций двигателей, редких и дорогих моделей. Не включены также короткие (45–70 зубьев), не предназначенные для привода распредвала и применяемые дополнительно к основному ремню для вращения балансировочных валов и дизельных топливных насосов на некоторых моторах. Не удивляйтесь, если не найдете в первой колонке таблицы американские машины, “мерседесы”, многие современные модели “Ниссана”, “Тойоты” и других фирм – их конструкторы предпочли цепь. В отличие от ремня (или, скажем, “жигулевской” цепи), ее практически никогда не придется заменять. Кроме того, цепь ставят, если очень важна компактность: ведь ременный привод, как ни крути, удлиняет мотор миллиметров на двадцать.

Случаи взаимозаменяемости зубчатых ремней достаточно редки. Какой ремень инженеры рассчитали – тот и закажут у “Гейтса” или “Конти”. Другое дело наш автопром, где опытные образцы агрегатов, да и самих машин всегда представляют собой причудливую смесь импортных комплектующих. Это потом на конвейер пойдут детали от балаковских, ставровских и прочих смежников, а сначала прилаживают “Дэйко”, “Солекс”, “Бош”, “Сакс” и т. д. Так, к ВАЗ-2105 подобрали ремень от старенького ФИАТа, к “Таврии” – от “Тойоты”, а к 16-клапанному мотору ВАЗ-2112 – от “Ситроена”. Остальные совпадения в таблице объясняются еще проще – одни и те же моторы (или аналогичные лицензионные) могут применять разные автомобильные фирмы. Скажем, ремни 41121х18 и 90152х25 HSN стоят на двигателях “Ауди” и “Фольксвагена”, 76092х29 HSN и 76163х1 HSN – “Мицубиси” и “Хёндэ”, а 58127х3/4 HSN – “Вольво” и “Рено”.

Автор: Антон УТКИН