ПН-ПТ c 9 30 до 18 30

СБ c 10 00 до 13 00

(044) 408-57-51; (095) 882-00-19

(098) 404-47-80; (063) 678-95-40

Последние новости

17.10.2017

Обновлены прайсы оригинал VW/Audi,
BMW, Ford, Mazda и Toyota.

27.09.2017

Добавлена возможность заказа деталей
со склада в ОАЭ.


Отзывы о нас на Facebook Отзывы о нас на Google+

Тест тормозных дисков

Журнал "За рулем" №1 2000 год
Веб-сервер "За рулем"

ПОКОРОБИЛО...
Что происходит, если перегреть тормозные колодки, журнал уже рассказывал (см. ЗР, 1998, № 7). А как чувствуют себя при этом диски?

Напомним краткое содержание той статьи. Попытка совершить подряд двадцать циклов "разгон-торможение" со 120 км/ч до полной остановки на автомобиле ВАЗ-21093, помимо прочих неприятностей, привела к нагреву тормозных колодок до 170–370°С (в зависимости от материала, из которого они изготовлены). Изощренная форма издевательства помогла нам сравнить возможности колодок. Теперь посмотрим, что случится с дисками. Мучить для этого машину уже нет нужды – нагрев деталей до необходимой температуры обеспечит инерционный динамометрический стенд СНТ-НАМИ, на котором имитируют торможения со скорости 100 км/ч при давлении жидкости в системе 50 кгс/см2. После достижения 400°С – естественное остывание до комнатной температуры.
Претендентов шестеро: четверо "иностранцев" и двое "россиян" (см. фото). Честь страны защищают "родные" (тольяттинские) диски и изделия неизвестного отечественного производителя, купленные на крупнейшем авторынке Москвы. Состязания включили в себя обязательную программу – проверку на соответствие чертежу ВАЗ 2108-3501070 и показательные выступления – проверку способности дисков сохранять нормальное состояние после сильного нагрева. Основных контролируемых параметров три: отклонение рабочих поверхностей от плоскостности, их непараллельность друг другу и биение. Последний параметр определит, как сильно при своем вращении тормозной диск будет бить по колодке, пытаясь ее от себя "отпихнуть". Отдельно – проверка твердости рабочей поверхности.

Изготовитель Brembo
Цена 600 руб.
Соответствуют всем требованиям даже после перегрева. Минимальный разброс значений твердости у одного диска. Рабочие поверхности обработаны шлифованием.

 

Изготовитель QH
Цена 600 руб.
Единственные, у которых после перегрева не изменилось биение. Немного не дотягивают до вазовских норм по твердости. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.

 

Изготовитель ВАЗ, Тольятти
Цена 360 руб.
Новые диски полностью соответствуют заводским требованиям. После перегрева два из трех контрольных параметров "уплыли". Самая большая твердость. Рабочие поверхности обработаны шлифованием.

Изготовитель Bradi
Цена 750 руб.
Два из трех параметров после перегрева не изменились. У нового диска биение не обнаружено (в пределах точности измерений). Твердость на границе требований, но с большим разбросом значений. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.

 

Изготовитель АТЕ, Power disk
Цена 880 руб.
Специальные проточки призваны улучшить тормозные свойства в мокрую погоду, снизить шум и обеспечить визуальный контроль за степенью износа. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.

 

Изготовитель Неизвестен (нет маркировки).
Цена 250 руб.
Один из двух новых дисков имеет большую непараллельность поверхностей. После нагрева "уплыли" два параметра. С учетом крайне низкой твердости – провал.

Результаты закономерны и в то же время неожиданны. Конечно, мы догадывались, что безымянные диски окажутся хуже "родных", но не настолько же! Значения твердости, измеренной в четырех точках одного "рыночного" диска, – от 166 до 182 единиц по Бринеллю (при норме не менее 190). Если даже это простить (в вазовский стандарт не уложились по твердости и многие "иностранцы"), дело все равно худо: непараллельность рабочих поверхностей на одном из двух неопознанных дисков превысила норму более чем в два раза. Результат испытаний на твердость "тольяттинца" – от 209 до 226 НВ. "Родной" диск не только уложился в норму, но и оказался лучшим в этой номинации. Все бы хорошо, но разброс значений великоват – 17 единиц. Выходит, разные части детали заметно отличаются по структуре металла, что сказывается на склонности к короблению. Так, биение вазовского образца после нагрева увеличилось в десять (!) раз (у неизвестного – результат тот же). У диска QH, например, биение после нагрева вообще не изменилось, а у "Брембо" возросло лишь втрое. Заметным оказалось коробление у АТЕ, но по другим причинам. Для улучшения тормозных свойств в мокрую погоду, меньшей шумности и возможности визуального контроля за степенью износа на рабочей поверхности этого диска сделаны специальные канавки. А участки, на которых толщина металла изменяется, при нагреве, согласно законам физики, коробятся сильнее.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ

Параметр

Норма
по чертежу
ВАЗ2108-
3501070

Brembo

QH

ATE

ВАЗ
(Тольятти)

Bradi

Неизв.
произв.
(Россия)

Отклонение от плоскостности
рабочих поверхностей (max), мм

<=0,050

0,010

0,010

0,010

0,010

0,010

0,010

То же после нагрева

-

0,010

0,020

0,010

0,030

0,010

0,010

Непараллельность рабочих
поверхностей (max), мм

<=0,040

0,010

0,010

0,010

0,010

0,020

0,090 (0,010)*

То же после нагрева

-

0,030

0,015

0,050

0,060

0,020

0,070

Биение рабочих
поверхностей (max), мм

<=0,050

0,010

0,010

0,000

0,010

0,000

0,015

То же после нагрева

-

0,030

0,010

0,050

0,100

0,020

0,100

Твердость, НВ

190-240

191-195

175-185

174-182

209-226

175-195

166-182

Обработка шлифованием

+

+

-

-

+

-

-

Место

-

1

2

3-5

3-5

3-5

6

* Максимальное значение у одного диска 0,090, у другого - 0,010 мм. На перегрев был отправлен лучший (0,010 мм).

Конечно, перегретые диски не обязаны соответствовать требованиям чертежа, но если все же проверить, окажется, что укладывается в них только "Брембо". Если закрыть глаза на твердость, компания станет представительнее – в нее войдут также QH и "Бради". Про остальных уже сказано. Но даже лидеров теста лучше не перегревать, а уж если случится вогнать в цвета побежалости – не пожалейте денег на замену.

Авторы: Максим САЧКОВ, Александр БУДКИН